Мода на сады восточного стиля остается неизменной.
Оформленный в этой традиции сад — это островок покоя в море повседневных
стрессов и суеты индустриальных городов. Здесь нет буйных цветовых комбинаций,
эти сады воздействуют на чувства скупыми, но очень выразительными средствами
оформления.
Поскольку такой сад предназначен для созерцательного
отдыха, он должен быть максимально легким в уходе и заложен с таким расчетом,
чтобы больше его уже не изменять. Полюсом покоя служит здесь камень: крупные
валуны, плиты, гравий.
Восточный стиль — это услада не только для глаз, но
также для слуха и обоняния. В саду обязательно должна присутствовать вода —
тихо журчащие фонтанчики, мелководный прудик с зелеными прибрежными растениями.
Структурный рисунок сада определяют
декоративно-лиственные виды, например функия, папоротник, клен. Уместными
будут сакура, бонсай, слива, вечнозеленые хвойные деревья. Устройте в глубине
цветущих рододендронов, зеленого бамбука и разнообразных декоративных злаков
небольшие укромные ниши, в которых можно отдохнуть в полном уединении. От
пестрых композиций лучше отказаться.
Каждый, кто хочет обрести душевное равновесие, найдет
эту возможность в японском садике.
Под композицией вообще понимается расположение
различных форм в пространстве в сочетаниях, создающих гармоническое единство.
Иначе говоря, размещая растения и другие формы в саду, мы должны добиться
такого их соотношения, которое было бы приятно глазу, вызывало бы ощущение
гармонии.
Форму природных элементов можно обобщенно представить
себе близкой к геометрической. Может быть линейная, плоскостная и объемная
форма, в зависимости от соотношения ее измерений. В линейной преобладает одно
измерение над двумя другими, предельно малыми; в плоскостной — относительно
равны два измерения при подчиненно малой величине третьего; в объемной форме
все измерения относительно близки по величине. Обратите внимание на
характерные объемные формы крон деревьев различных пород. Их можно представить
себе как тела вращения — шары, конусы, параболоиды. По сравнению сними низкие
массивы цветников выглядят как плоскости (плоскостная форма). Линейной формой,
которая неизменно присутствует во многих элементах сада, можно считать
дорожки, бордюры, ограждение сада.
Составляя группу из деревьев и кустарников, мы часто
пользуемся контрастным соотношением их форм (высокий — низкий, большой —
маленький, пирамидальный — шаровидный и т.д.). Неизбежные в саду прямые
дорожки, связывающие разные точки сада по кратчайшим направлениям, геометрически
правильные грядки сочетаются с округлыми очертаниями цветника; желательная в
связи с условиями ухода посадка яблонь по прямой линии уравновешивается введением
живописных групп цветущих кустарников; жесткость границ участка уживается со
свободными, мягкими линиями берегов маленького бассейна. Это все примеры
соотношения форм по геометрическому строению и по величине. Но мы их размещаем
в пространстве сада и получаем при этом три вида пространственной композиции:
фронтальную, объемную и глубинно-пространственную.
|