Многообразие садов и вместе с тем их единые корни
можно увидеть в Киото — древней столице Японии. Огромное их большинство
помещается в монастырских комплексах, так как искусство садов в значительной
мере связано с идеалами буддизма. Камень и несколько веток бамбука — это уже
композиция, уже «сад». На площадке в несколько квадратных метров, засыпанной
белой морской галькой, расставлены группы камней различной формы — это сухой
сад, или сухой пейзаж. Здесь камни воспринимаются как скульптура, и только их
пластическая выразительность, пропорции, соотношение объемов, размещение в
пространстве формируют эстетические качества сада. Вместо гальки может быть
песок, а скульптурный объем может создаваться также и кустарниками, особо
подобранными по форме и цвету листвы. Наряду с песчаным садом существовал как
особый вид сад мхов, где акцентировалась фактура поверхности и различие
оттенков зелени. Сочетание плоскостей, покрытых галькой и мхами, создавало для
глаза возможность совмещения фактур.
Встречался сади с другим «главным героем» — сад воды.
На востоке Японии распространены пейзажные сады, содержащие водоем с
островками и мостиками, группы деревьев разнообразной формы, каменные пагоды и
фонари.
Японские сады различались и по своим функциям. Небольшие
сады, имевшие иногда площадь всего в несколько квадратных метров, предназначались
только для рассматривания. А более значительные по размерам (условно говоря,
парки) могли служить и для прогулок. Малые сады чаще всего располагались при
храмах или были связаны с традиционным жилым домом, составляя особое его
сопровождение, продолжение его интерьера. Большие ландшафтные сады зависят от
архитектуры и рассчитаны не на одностороннее восприятие с террасы дома, а на
круговое, когда зритель как бы погружается в пространство сада, ощущает его
вокруг себя, двигается в нем. В зависимости от этого изменяются и законы его
построения.
|