К особенностям садово-паркового искусства Японии относятся:
1) типологичность;
2) традиционность;
3) символизм;
4) образная трактовка природы;
5) связь с живописью;
6) канонизация композиционных приемов в использовании
парковых компонентов — камней, воды, растительности, сооружений.
Отправной точкой формирования садов последних двух
периодов является положение дзен-буддизма, согласно которому красота природы
есть одна из форм постижения истины. Это способствовало обострению
эстетического восприятия, выработке поэтически-метафорического способа
мышления. Сады должны были располагать к созерцанию, вызывать чувство
эмоционального отклика. Основным композиционным принципом, так называемым
принципом неопределенности, было создание гармонического равновесия всех
элементов сада, в котором есть и свобода, и порядок, и движение, и покой. Его
можно сформулировать как отрицание равенства: объемно-пространственные
элементы сада не должны быть одинакового размера, в их размещении недопустима
симметрия.
Длительный период развития садов в одном направлении
и их канонизация обусловили формирование ряда типологических черт.
По функциональному назначению исторически сложились
дворцовые, храмовые сады, сады чайной церемонии, сады у жилого дома.
По характеру рельефа: плоский сад и холмистый сад.
По сложности композиционного построения: полная форма
— «син», полусокращенная — «со»,— сокращенная — «ге». Наиболее развернутая
форма «син» обычно содержит весь набор композиционных элементов. Форма «ге»
более сжата, и хотя число элементов невелико, они более выразительны и
содержательны. Недосказанность должна активизировать воображение для
совершенного восприятия сада.
Символизм японского сада тесно связан с другой его отличительной
чертой — трактовкой природы. Художественная задача сада — показать природу,
нетронутую человеком. Но сам способ показа — с помощью символики, углубляющей
смысл виденного; композиционные каноны же как бы раздвигают границы сада до
размеров Вселенной. Не секрет, что эта задача решается мастерством человека. В
отличие от европейских пейзажных садов рукотворность японского сада очевидна.
По основному компоненту, на котором заостряется восприятие,
различают сад камней, сад мхов, сад воды, сад пейзажей и т.д.
Независимо от типа сада камни и вода составляют неотъемлемую
часть, его «скелет» и «кровь».
Камни подбирают по форме, цвету, фактуре. Из них образуют
группы:
— основную, которая определяет всю композицию — высоту
холмов, размеры и очертания водоема, размещение растений в саду;
— вспомогательную, подчиняющуюся главной и подчеркивающую
ее основную идею;
— «гостевую группу», которая композиционно не подчиняется
главной, но уравновешивает ее;
— связующую группу, которая композиционно объединяет
сад с домом.
Схема композиции элементов в каждой группе близка к
разностороннему треугольнику, длинная сторона которого должна быть обращена к
фасаду дома, выходящему в сад, короткая — слева, а средняя — справа. Задача
художника состоит в том, чтобы почувствовать возможности каждого камня, найти
точное соотношение камней, организовав тем самым пластическое пространство
сада.
Вода — основа жизни любого сада. Она присутствует в
форме водоема с заливом, островами, песчаными и каменными берегами и
изображает спокойную и широкую реку или бурный потоке порогами. Излюбленным
элементом сада является водопад.
Почти во всех композициях с водоемом и островами главное
место отводится «острову черепахи» и «острову журавля», символизирующих
стремление человеческого духа к глубинам познания и воспарению вверх, а также
«райскому острову», который не соединяется с берегом.
В «сухих» садах вода символически изображается галькой
или песком.
Особое внимание уделяется растениям. В ассортименте
преобладают вечнозеленые хвойные и лиственные. С помощью растений
акцентируется смена времен года: весна — цветением плодовых, осень — окраской
листьев (особенно клена), зима — рисунком обнаженных ветвей.
Предпочтение отдается красивоцветущим деревьям и кустарникам.
Цветов очень мало, иногда их нет совсем. Самое любимое растение, воспетое в
поэзии и живописи,— сосна японская плотноцветная. Из цветущих — слива (уме),
вишня (сакура), камелия, азалия, хаги. Хризантема, слива, орхидея и бамбук, по
японским понятиям, образуют «четверку благородных» растительного мира.
Компоновка растений канонизирована и ведется по их символике и декоративным
признакам.
Неотъемлемой частью сада являются садовые сооружения:
мосты, скамьи, каменные светильники, ограды, ворота. Они выполнены из
естественного материала — дерева, бамбука, камня, иногда металла (чугунные или
бронзовые скамьи), без лака и краски, с тем, чтобы передать текстуру материала,
его естественный цвет и, что особенно ценится, налет времени — лишайники на
камне, блеклость тонов дерева и бамбука, патину на металле.
В композиционном и цветовом решении сад тесно связан
с живописью. Он рассчитан на зрительное восприятие его пространства по канонам
живописи. Общая приглушенность и мягкость колорита, некоторая монохромность,
отсутствие ярких красок сближает картины японского сада с монохромной
живописью тушью.
Характерной чертой японского сада является символика.
За видимым пейзажем сего красотой, отточенной формой и тонко продуманной
композицией кроется более глубокое содержание. Его можно прочесть по символике,
которую несут компоненты сада,— по форме и расположению камней, островов и
т.д.
Эстетическая ценность растений, камней, песка, воды является
второстепенной по сравнению с тем, что они символизируют. Отсюда
метафоричность сада, недоговоренность в передаче образа, который должен
раскрыть сам зритель. Наиболее ярко эти черты проявляются в плоских философских
садах.
|