Пятница, 19.04.2024, 20:27















Главная | Мой профиль | Выход | Регистрация | Вход
КАЛЕНДАРЬ САДОВОДА   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДАЧНИКА  ОБРЕЗКА РАСТЕНИЙ
МЕНЮ
СОВЕТЫ ДАЧНИКАМ
ВЫРАЩИВАЕМ ОВОЩИ
ВЫРАЩИВАЕМ ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ
ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПОСТРОЙКИ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » 2014 » Март » 24 » ОСОБЕННОСТИ САДОВОГО ИСКУССТВА ЯПОНИИ
15:35
ОСОБЕННОСТИ САДОВОГО ИСКУССТВА ЯПОНИИ
К особенностям садово-паркового искусства Японии от­носятся:

1) типологичность;

2) традиционность;

3) симво­лизм;

4) образная трактовка природы;

5) связь с живописью;

6) канонизация композиционных приемов в использовании парковых компонентов — камней, воды, растительности, со­оружений.

Отправной точкой формирования садов последних двух периодов является положение дзен-буддизма, согласно ко­торому красота природы есть одна из форм постижения ис­тины. Это способствовало обострению эстетического вос­приятия, выработке поэтически-метафорического способа мышления. Сады должны были располагать к созерцанию, вызывать чувство эмоционального отклика. Основным ком­позиционным принципом, так называемым принципом нео­пределенности, было создание гармонического равновесия всех элементов сада, в котором есть и свобода, и порядок, и движение, и покой. Его можно сформулировать как отри­цание равенства: объемно-пространственные элементы сада не должны быть одинакового размера, в их размещении не­допустима симметрия.

Длительный период развития садов в одном направле­нии и их канонизация обусловили формирование ряда типо­логических черт.

По функциональному назначению исторически сложи­лись дворцовые, храмовые сады, сады чайной церемо­нии, сады у жилого дома.

По характеру рельефа: плоский сад и холмистый сад.

По сложности композиционного построения: полная форма — «син», полусокращенная — «со»,— сокращен­ная — «ге». Наиболее развернутая форма «син» обычно со­держит весь набор композиционных элементов. Форма «ге» более сжата, и хотя число элементов невелико, они более вы­разительны и содержательны. Недосказанность должна акти­визировать воображение для совершенного восприятия сада.

Символизм японского сада тесно связан с другой его от­личительной чертой — трактовкой природы. Художественная задача сада — показать природу, нетронутую человеком. Но сам способ показа — с помощью символики, углубляющей смысл виденного; композиционные каноны же как бы раздви­гают границы сада до размеров Вселенной. Не секрет, что эта задача решается мастерством человека. В отличие от европейских пейзажных садов рукотворность японского сада очевидна.

По основному компоненту, на котором заостряется вос­приятие, различают сад камней, сад мхов, сад воды, сад пейзажей и т.д.

Независимо от типа сада камни и вода составляют не­отъемлемую часть, его «скелет» и «кровь».

Камни подбирают по форме, цвету, фактуре. Из них об­разуют группы:

— основную, которая определяет всю композицию — вы­соту холмов, размеры и очертания водоема, размещение растений в саду;

— вспомогательную, подчиняющуюся главной и подчер­кивающую ее основную идею;

— «гостевую группу», которая композиционно не подчи­няется главной, но уравновешивает ее;

— связующую группу, которая композиционно объединя­ет сад с домом.

Схема композиции элементов в каждой группе близка к разностороннему треугольнику, длинная сторона которого должна быть обращена к фасаду дома, выходящему в сад, короткая — слева, а средняя — справа. Задача художника со­стоит в том, чтобы почувствовать возможности каждого кам­ня, найти точное соотношение камней, организовав тем са­мым пластическое пространство сада.

Вода — основа жизни любого сада. Она присутствует в форме водоема с заливом, островами, песчаными и камен­ными берегами и изображает спокойную и широкую реку или бурный потоке порогами. Излюбленным элементом сада яв­ляется водопад.

Почти во всех композициях с водоемом и островами глав­ное место отводится «острову черепахи» и «острову журав­ля», символизирующих стремление человеческого духа к глубинам познания и воспарению вверх, а также «райскому острову», который не соединяется с берегом.

В «сухих» садах вода символически изображается галь­кой или песком.

Особое внимание уделяется растениям. В ассортимен­те преобладают вечнозеленые хвойные и лиственные. С по­мощью растений акцентируется смена времен года: весна — цветением плодовых, осень — окраской листьев (особенно клена), зима — рисунком обнаженных ветвей.

Предпочтение отдается красивоцветущим деревьям и ку­старникам. Цветов очень мало, иногда их нет совсем. Самое любимое растение, воспетое в поэзии и живописи,— сосна японская плотноцветная. Из цветущих — слива (уме), вишня (сакура), камелия, азалия, хаги. Хризантема, слива, орхидея и бамбук, по японским понятиям, образуют «четверку благо­родных» растительного мира. Компоновка растений канони­зирована и ведется по их символике и декоративным призна­кам.

Неотъемлемой частью сада являются садовые соору­жения: мосты, скамьи, каменные светильники, ограды, во­рота. Они выполнены из естественного материала — дере­ва, бамбука, камня, иногда металла (чугунные или бронзовые скамьи), без лака и краски, с тем, чтобы передать текстуру материала, его естественный цвет и, что особенно ценится, налет времени — лишайники на камне, блеклость тонов де­рева и бамбука, патину на металле.

В композиционном и цветовом решении сад тесно свя­зан с живописью. Он рассчитан на зрительное восприятие его пространства по канонам живописи. Общая приглушенность и мягкость колорита, некоторая монохромность, отсутствие ярких красок сближает картины японского сада с монохром­ной живописью тушью.

Характерной чертой японского сада является символика. За видимым пейзажем сего красотой, отточенной формой и тонко продуманной композицией кроется более глубокое содержание. Его можно прочесть по символике, которую не­сут компоненты сада,— по форме и расположению камней, островов и т.д.

Эстетическая ценность растений, камней, песка, воды яв­ляется второстепенной по сравнению с тем, что они симво­лизируют. Отсюда метафоричность сада, недоговоренность в передаче образа, который должен раскрыть сам зритель. Наиболее ярко эти черты проявляются в плоских философ­ских садах.

Категория: ЯПОНСКИЕ ТРАДИЦИИ В ОФОРМЛЕНИИ САДА | Просмотров: 668 | Добавил: admin | Теги: оформление сада в восточном стиле, подбор рас, садовая архитектура, оформление сада, сад в японском стиле, ландшафтная архитектура, ландшафтный дизайн | Рейтинг: 0.0/0
КОМФОРТНЫЙ ДОМ СВОИМИ РУКАМИ
НОВАТОРСКИЕ ПРИЕМЫ ДЛЯ ДАЧНИКОВ И ОГОРОДНИКОВ
КРАСИВО ЖИТЬ НЕ ЗАПРЕТИШЬ
Поиск
ИНТЕРЕСНОЕ В ИНТЕРНЕТЕ



Нитки - в дело!




Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Яндекс.Метрика