Путь картофеля к другим странам
Принято считать, что родина картофеля –
Южная Америка, где это дикорастущее растение можно встретить и до сих
пор. А возраст этой культуры – почти 5 тысяч лет! В те
давние-стародавние времена дикие племена, как известно, жили охотой, но
не всегда мужественным рыцарям лука и стрел удавалось добыть достаточно
пищи. Тогда и возникла нужда искать нечто съедобное в земле – это были в
основном корни, а потом уж отыскались и клубни картофеля.
Конечно, культурным такой овощ назвать никак
нельзя, но зато видов дикого картофеля насчитывалось более сотни! А
готовили древние его разными способами. Особо популярным был, например,
«чуньо» – мелкорезанные сушеные ломтики, пригодные для длительного
хранения. Это самое чуньо и по сей день широко известно, например, в
странах, прилегающих к Андам. Там широко бытует такое присловье: «Чуньо,
чуньо, мясо без тебя, что жизнь в тоске и без любви».
Коренные жители Америки считали картофель
ценнейшим продуктом питания, более того, он служил не только пищей, но и
валютой. Индейцы Южной Америки обожествляли картофель и даже приносили
ему в жертву человеческие жизни. Так, в Эквадоре в день празднования
урожая этой культуры лишали жизни несколько десятков детей.
Испанские завоеватели, прибывшие в середине
XVII в. в Южную Америку, были свидетелями такого ритуала: индейцы
закалывали ягненка и окропляли его кровью посевы картофеля, а в это
время нарядные дети носили по месту жертвоприношения и по его
окрестностям корзины, на которых красивой горкой были размещены клубни.
Считалось, что правильное исполнение обряда способствует высокому урожаю
картофеля.
В 1565 г. Христофор Колумб привез из Америки
это диковинное растение, но как его использовать поначалу было
неизвестно. В XVI в. испанцы привезли картофель к себе на родину, затем
он попал в Италию в качестве подарка к папе римскому. Итальянцы
сравнивали его с трюфелями, тоже растущими в земле.
Картофель выращивали для украшения садов, а
светские дамы появлялись на балу с нежно-сиреневыми цветками в волосах.
Европейцы привозили и клубни картофеля, но оценены они также были не
сразу. Лишь по прошествии некоторого времени стало известно, что
картофель можно есть.
Во время голода, в 1770 г., Французская
академия объявила конкурс на решение жизненно важного вопроса:
обращалось внимание на все, что годилось в пищу. Тогда и был замечен
картофель как растение, которое можно употреблять в пищу в голодное
время. Однако его сажали неправильно или ели верхушки, цветы или семена,
оставляя без внимания по-настоящему съедобные клубни. Понятно, что
потребление этих совершенно непригодных частей растения вызывало
отравления.
Во многих других европейских странах
картофель тоже прижился не сразу – здесь также по незнанию часто ели
ботву или неспелые клубни. Зачастую случались и массовые отравления,
что, разумеется, никак не повышало популярность нового овоща.
И неизвестно, сколько бы еще десятилетий
картофель как культура пребывал в забвении, если бы на пьедестал истории
не вышел парижский агроном, химик и аптекарь Антуан Огюст Пармантье.
Попав в плен в Германии, он впервые отведал картофель и был очарован
вкусом этого совсем недорогого продукта. Но время пленения Антуана
закончилось, и он решил доставить на родину мешок картофеля – продукта,
который, как он не без основания считал, покорит всех его
соотечественников, и не только их. И в самом деле – блюда из картофеля,
хотя и совсем незамысловатые, со временем заняли центральное место на
столах и знатных, и совсем простых французов.
Но путь к популярности был совсем неблизким,
и Антуану неоднократно приходилось применять смекалку. Как это
происходило, вы узнаете, прочитав приведенную ниже сказку, которая
создана на основе исторических фактов, а называется она «Антуан,
картофельный аптекарь».
Известный агроном и в более позднее время
вел популяризаторскую деятельность: писал трактаты, в которых описывал
полезные свойства растений и, в частности, картофеля. Подлинный триумф
клубня состоялся в 1793 г., когда он спас французов от голода. Вскоре
после этого Антуану Пармантье были воздвигнуты сразу два памятника.
В Германии, чтобы заинтересовать людей
полезностью картофеля, был издан указ, согласно которому тем, кто не
желал его выращивать, рубили носы и срезали уши. В Англии выращивающие
этот овощ получали вознаграждение.
Даже из этого краткого экскурса в историю можно сделать вывод, что путь картофеля к столу европейцев был не столь уж простым.
Россия – вторая родина картофеля
История России, наряду с величайшими
открытиями и достижениями, известна и своим вкладом в освоение
«картофельного ресурса». По словам известного писателя и политика Ю. Д.
Черниченко, «заслуга третьего открытия картофеля целиком за нашей
страной, после темного для нас первооткрытия древними индейцами и
второго открытия Испанией XVI века».
В отличие от Европы, в России картофель
появился гораздо позже – в начале XVIII в. Точных сведений о появлении
картофеля в России нет, но его связывают с Петровской эпохой. В конце
XVII в. царь Петр Первый, великий реформатор, находясь в Нидерландах по
корабельным делам, попробовал клубни картофеля. Ему очень понравились
вкусовые качества овоща, и с целью «расплода» он прислал из Роттердама
мешок картофеля графу Шереметеву в Россию.
Петр Первый понимал, что картофель окажет
положительное влияние на рацион и, в конечном итоге, на всю жизнь
крестьян, но вот чтобы правильно преподнести людям новый плод, он
предпочел собственные методы. В целях приучения народа к выращиванию
картофеля у российских крестьян отбирали лучшие земли, а за
неповиновение подвергали их жестоким наказаниям и облагали чудовищными
налогами.
В одной из старинных летописей мы читаем
рассказ Агриппины Томской, женщины средних лет: «Я, мои братья и вся моя
семья питались в основном пшеном и парным молоком, ну а уж потом –
картофелем. Но постепенно мы пришли к мысли, что вкуснее и сытнее
картошки нет ничего. Я научилась сама печь хлеб, равного которому не
было во всей округе. Представьте себе, что калитка нашего дома почти
никогда не закрывалась: все шли ко мне за картофельным хлебом».
Но такое понимание и умение пришло, конечно
же, не сразу. Картофель очень долго завоевывал популярность и в России.
Люди верили слухам, считая картофель чертовым яблоком, бесовым хлебом
или дьявольским зельем, а в случае отравления население делилось на тех,
кто «за», и тех, кто «против» картофеля.
В одной старообрядческой повести
рассказывалось, что картофель вырос на могиле заживо похороненной
царевны, которую убил отец из-за ее противоестественных связей с
животными. Одновременно с этим староверы считали, что распространение
картофеля приведет к полному уничтожению урожая пшеницы и всех овощей,
после чего последуют дьявольское искушение и всеобщая смерть.
На Севере, Урале и в Поволжье восстало более
полумиллиона крестьян, которых насильно побуждали выращивать картофель.
Уничтожались посевы этой культуры, чиновников избивали, переизбирали
самовольно старост, с оружием нападали на карательные государственные
отряды. Среди протестующих были не только русские, но и чуваши, удмурты,
татары, коми.
Правительство выделило подкрепление для
урегулирования беспорядков, проводились расстрелы крестьян. Тысячи
человек были осуждены. Самых упрямых ссылали в Сибирь на каторгу,
сдавали в солдаты на долгий срок, отстранившихся от указа секли розгами.
Историки считают, что «картофельные бунты» были направлены не на
одноименную культуру, а на крепостное право, которое через некоторое
время прекратило свое существование.
Проводились настоящие рекламные кампании, в
которых говорилось о полезности картофеля, о производстве крахмала,
напитков, приготовлении различных блюд, выпечке хлеба из картофельной
муки.
Клубни картофеля, тем не менее, не сразу
научились готовить. На банкетах по незнанию подавали вареный картофель,
посыпанный сахаром, а не солью. Экспериментируя, люди поедали ядовитые
семена и ягоды растения, что тоже приводило к пагубным последствиям.
Процесс выращивания также требовал знаний,
которых все же не хватало. Государство активно пропагандировало
внедрение «новшества», появились настоящие книги с полной информацией о
достоинствах картофеля – об одной из них мы говорили чуть выше.
Наставления издавались отдельными тиражами и рассылались бесплатно по
провинциям: 100 экземпляров на губернию и 25 – на провинцию. Семенной
картофель закупался, но часть его замерзала при зимних перевозках.
С 1755 г. на протяжении 10 лет Сенат 23 раза
поднимал вопрос об эффективном внедрении картофеля. В результате им
было издано составленное Медицинской академией специальное «Наставление о
разведении земляных яблок, называемых «потетес». Оно состояло из
введения и полутора десятков разделов. Так что в середине XVIII века
возникла энциклопедия картофелеводства, в которой предлагались сведения о
сортах, использовании клубней как в пищу, так и на корм скоту,
размножении. Интересное «наставление» было и практическими полезными
советами относительно подготовки почвы перед посадкой клубней, прополки и
окучивания, уборки и хранения.
В целом, согласно истории, первый картофель
вырастили в 1764 г. на окраинах Петербурга. Культура неплохо прижилась в
условиях России, однако все же не получила широкого распространения.
В 1765 г. было создано Вольное экономическое
общество, в трудах которого печатались статьи видных ученых о
картофеле, его пищевых и кормовых ценностях, кулинарных качествах, обо
всех его достоинствах. Благодаря такой деятельности в России значительно
расширилась площадь земли под посадку картофеля.
Большой вклад внес агроном А. Н. Болотов,
который являлся одним из основоположников школы научного
картофелеводства. В 1770 г. он опубликовал работу «Примечание о
картофеле, или земляных яблоках», в которой детально изложил
агротехнические основы размножения клубней и дал практические
рекомендации по возделыванию и уборке картофеля. Слух о вкуснейшем чуде
распространился среди кулинаров, готовящих блюда из картофеля, затем – и
среди населения.
В середине XVIII века площади под картофель
значительно возросли. Людей снабжали информацией о правильном
возделывании, и постепенно эта культура входила в быт русского народа. С
развитием капитализма производство картофеля в России росло из года в
год, а применение его становилось более широким и разнообразным.
На протяжении 450 лет был известен всего
один вид картофеля, и понятно, что ученые не остановились на
достигнутом, особенно после предположения Н. И. Вавилова о существовании
огромного природного селекционного клада в Латинской Америке. В 1925 г.
туда отправились советские ботаники-картофелеводы, которые исследовали
картофель Колумбии, Перу, Боливии, Чили. Позднее и сам Н. И. Вавилов
посетил ряд латиноамериканских стран. Итог работы ученых – подлинная
революция в генетике, селекции, ботанической географии картофеля: было
открыто 60 диких и 20 культурных видов.
В конце XVIII века блюда из картофеля стали
неотъемлемой частью рациона питания. Поначалу его использовали только
для еды, но в России довольно легко догадались и пить, точнее, гнать из
культуры самогон, о чем упоминается в мимолетном обращении Остапа
Бендера к гражданам города Чикаго. Помимо этого, картофель повсеместно
применяли как корм для скота, птицы, ну а несколько позже начали
производить крахмал, патоку, спирт. Так Россия и стала второй родиной
картофеля.
Через российские губернии, Прибалтику и
Польшу картофель попал на территорию Белоруссии, тем самым белорусская
бульба также изначально являлась заморским растением-переселенцем
далеких времен. Согласно историческим сведениям картофель там начали
разводить при короле польском и великом князе литовском Августе III., в
Гродненской губернии. Параллельно с возникновением крупных очагов
картофелеводства, например в Полоцком наместничестве, преодолевалось
недоверие населения к новому продукту питания.
Так, владелец имения Телятники Могилевской
губернии, генерал Р. О. Гернгрос, выращивая клубни с 1817 года, делился
семенами картофеля с крестьянами, у которых посевы были совсем редкими и
чахлыми. Причина была выяснена: чтобы заработать на водку, они ночью
выкапывали посаженные клубни и продавали. Генерал устранил проблему:
выдал на семена резаные клубни. В результате крестьяне собрали богатый
урожай и сами начали разводить картофель. Спрос на него с каждым годом
рос, одновременно совершенствовалась и агротехника возделывания, что
привело к расширению площади под эту культуру. Издавна свою любовь к ней
белорусы выражают с помощью творчества и фольклора – в стихах, песнях и
танцах. Поэтому слово «бульба» известно далеко за пределами этой
страны. |