Второй главнейший компонент сада — вода. Устройству
водоема, его форме, направлению движения воды, если это ручей-поток, придается
не меньшее значение, чем композиции камней. Водоем позволяет в пределах сада
воспроизвести в миниатюре песчаные и каменистые берега, заливы, полуострова и
острова. Он может изображать спокойную и широкую реку или же бурный,
стремительный поток с порогами и водопадами. Водопад был всегда одной из любимейших
деталей сада. Место для него выбиралось особенно тщательно — вдали от дома, но
так, чтобы слышен был звук воды, а в лунную ночь видны были отблески струй.
Обрамлением ему должны служить две скалы, олицетворяющие огромные горы, а
фоном — деревья. Уже в книге «Сэндзай Хисе» говорилось об устройстве водопада в
ансамбле с другими компонентами: «Чтобы сделать водопад, надо, прежде всего,
отобрать камень, с которого должна падать вода. Камень, искусственно
обработанный и имеющий гладкое завершение, неинтересен для этой позиции. Если
водопад должен быть трех или четырех футов высоты, используют красивый камень
с неровной поверхностью. Но такой камень должен хорошо соотноситься с камнями,
расположенными рядом. Поставьте центральный камень прямо на землю, а затем
остальные камни по сторонам его». В руководствах описывается десять возможных
форм водопада. Формы эти следующие:
1) цутай-оти (скользящий падающий): водопад должен
стекать по поверхности прилегающих скал;
2) нуно-оти (падающий, как полотно): водопад
напоминает тонкую полотняную ткань;
3) ито-оти (падающий нитью): он падает нитеобразными
линиями;
4) ката-оти (неровно падающий): вода стекает с одной
стороны больше, чем с другой;
5) саю-оти (падающий слева и справа): скала делит
поток воды на две части;
6) теку-оти (прямо падающий): вода падает прямо вниз
без каких-либо помех на пути;
7) еко-оти (боковое падение): вода течет с одной
стороны;
8) мукаи-оти (падающий лицом друг к другу): падающие
струи обращены друг к другу;
9) харарэ-оти (отторгнуто падающий): поток вынесен на
некоторое расстояние от основного водопада;
10) каса-нэ-оти (повторное падение): вода может падать
в различных местах или несколькими ступенями.
Любой водоем в саду обязательно имеет острова. В зависимости
от размера водоема это или несколько камней, или различной формы островки,
иногда даже с деревьями. В руководствах упоминается несколько видов островов —
скальный (исо-дзима), лесной (мори-дзима), горный (ями-дзима), с молодыми
соснами на песке (сухама-гата-дзи-ма), в форме облака (кумо-гата-дзима) и
другие. Один ост ров, который считается стоящим среди океана, обязательно
носит название «райский» («хараи-дзима»). Поэтому он никогда не соединяется
мостиком с берегом. Почти во всех композициях с водоемом и островами
центральное место отводится «острову черепахи» и «острову журавля», символизирующим
стремление человеческого духа к глубинам познания и воспарению ввысь. Мостики
через водоем могут быть самые разные: ровные и изогнутые, деревянные, каменные,
земляные.
Приятно задержаться на изогнутом деревянном мостике,
чтобы в непосредственной близости полюбоваться прибрежной растительностью и
понаблюдать за жизнью пруда. Атмосферу, близкую к естественной, создают, прежде
всего, заросли ириса сибирского и живописные валуны на берегу.
|