Информация данного раздела подготовит вас к знакомству
с особенностями садового искусства Японии. Знание основных законов и приемов
ландшафтной архитектуры поможет увидеть достоинства вашего участка; умело
использовать рельеф и природные материалы; включить имеющиеся растения в
общую композицию японского сада. На основе знания законов колористики и
перспективы вы сможете правильно подобрать сочетание тонов и нюансов окраски
строений, дорожек, декоративных элементов; создавать пейзажные картины; зрительно
увеличивать глубину пространства и многое-многое другое.
На протяжении многих веков мастера садово-паркового
искусства придерживались законов и правил, подсказанных им природой и общих для
других видов искусства. В садах слились воедино архитектура и живопись, поэзия
и музыка, но законы их построения ближе всего к законам построения
пространства, т.е. к законам архитектуры. Поэтому мы говорим о ландшафтной
архитектуре сада как искусстве организации окружающего пространства средствами
природного ландшафта.
Естественный ландшафт формируют пять основных компонентов,
тесно взаимосвязанных друге другом: земля, вода, воздушные массы,
растительность и животный мир. Мы знаем, что на Земле осталось очень мало
уголков, где природа сохранилась в своем первозданном виде,— большинство ландшафтов
искусственные, созданные человеком. Поэтому садоводам, по существу создающим
новый искусственный ландшафт, важно использовать приемы и законы ландшафтной
архитектуры — ведь это законы гармонии и красоты, законы самой природы.
И в живописи, и в ландшафтной архитектуре действуют
законы перспективы и колористики, законы композиции пространства — иллюзорного
и реального.
Противоположная задача — оптическое сокращение пространства
— обычно возникает, когда садовод хочет включить окружающий ландшафт в
пространство своего участка. Для этого увеличивают количество кулис и
последовательно расширяют обзор, раздвигая их в стороны.
Забор, особенно высокий и глухой,— серьезное препятствие
в установлении прямого контакта между вашим садом и окружающей природой. Его
можно замаскировать растениями.
Эффект воздушной перспективы основан на законах восприятия
цвета и его эмоционального воздействия на человека.
Постоянно сменяется окраска растений, но в колорите
сада важен и цвет поверхности земли (черный пар или газон, мощеные дорожки и
площадки), и цвет неба, в том числе и отраженного в воде, и, конечно, цвет
окрашенного вами дома, сарая, садовой мебели. Главное, чтобы не создавалось
впечатление излишней пестроты, хаоса красок.
Цветовые сочетания воспринимаются в различных соотношениях
и строятся они по правилам цветовой гармонии — либо на основе контраста, либо
как гамма оттенков одного цвета.
В спектральном круге последовательно представлены
красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, пурпурный
цвета. В природе мы редко видим такие яркие краски. Чтобы бледно-красные цветы
смотрелись более нарядно и насыщенно, разместим их рядом с зеленым газоном;
желтые включим в композицию с фиолетовыми на миксбордере. Методом подбора
цветовых компонентов можно снизить насыщенность какого-либо цвета, разместив,
например, рядом с ярко-синим растением красное. При сочетании нескольких
цветов ощущение насыщенности каждого из них тоже уменьшается, и тем больше, чем
ближе цвета располагаются в цветовом круге. Любопытно, что все светлые тона
кажутся легкими, все темные — тяжелыми. Насыщенный желтый цвет как бы
приподнимает, он стремится вверх; особенно ощутимо это на темном фоне. Голубой
цвет воспринимается тоже как легкий, парящий.
Во фронтальной композиции, развернутой в ширину, как
правило, не выражены два других измерения. Это своего рода плоскостная
декорация. Объемная композиция имеет формы, ярко выраженные во всех трех
измерениях. В глубинно-пространственных композициях природные формы
организуются в глубокие перспективы, восприятие которых в значительной степени
определяется законами линейной и воздушной перспективы композиционных средств,
присущих ландшафтной архитектуре также, как и живописи.
И на картине, и в природе вы замечаете, как сходятся
на горизонте уходящие от вас параллельные линии. При этом все вертикальные
линии остаются вертикальными, уменьшаясь по величине,— чем дальше они от
наблюдателя, тем меньше. Можно заметить и то, что невысокие растения на
переднем плане могут казаться выше и закрывать более высокие, расположенные
вдали. Этот эффект носит название линейной перспективы.
Воздушная перспектива — это изменение яркости и четкости
предметов, а также их цвета по мере удаления от точки наблюдения.
В ландшафтном искусстве глубина пространства — это
реальность, и использование законов перспективы (уменьшение величины предметов
с их отдалением, смягчение контраста света и тени, изменение насыщенности
цвета и появление голубой дымки, окутывающей задний план пейзажа) помогает
созданию необходимой иллюзии углубления или, наоборот, сокращения пространства.
Чтобы зрительно увеличить глубину пространства, когда
размеры сада ограничены, можно создать систему промежуточных планов из
растений (их называют кулисами), которые направляют взгляд к горизонту. Для
увеличения глубины пейзажа можно размещать группы деревьев и кустарников так,
чтобы по мере удаления от зрителя их размеры сокращались.
Планируя свой сад, следует задуматься о цветовом контрасте,
который учитывается в ландшафтном проектировании, особенно при составлении
цветников.
Например, на красном фоне оранжевый цвет выглядит как
желтый; желтый — как зеленый, а зеленый заметно голубеет. На ярко-зеленом фоне
красный и синий цвета приобретают фиолетовый оттенок, желтый становится почти
оранжевым.
Нужно уметь использовать и нейтральные тона — белый,
черный, серый. Белый цвет как контраст со всеми темными оттенками вносит свет и
оживление, создает эффект объемности в растительных композициях. Черный цвет,
напротив, уменьшает объемность и усиливает действие теплый тонов — желтого и
красного. Обратите внимание на то, что все теплые тона при дневном освещении
производят впечатление близких. Это цвета переднего плана, как бы приближающиеся
к нам.
Холодные цвета, напротив, отдаляются, их используют
для передачи глубины пространства. Чистые и сочные тона в отдалении
стушевываются в голубой дымке. Синие и голубые тона при этом не изменяют
своего цвета. Они даже несколько сгущаются при удалении. На этом и основан
прием размещения на дальнем плане холодных, сине-голубых оттенков. Такой же
эффект удаления создаст размещение на заднем плане темных хвойных и лиственных
пород, синих и голубых пятен цветников.
Немногие замечают, что в сумерках эти соотношения
меняются. Синий и зеленый цвета производят впечатление светлых, находящихся на
переднем плане; красный и желтый — более отдаленных и глубоких. Во многом эти
эффекты зависят и от загрязненности воздуха, насыщенности его водяными парами.
Вообще цветовая палитра сада насчитывает около 130 оттенков.
Общий же колорит пейзажей меняется не три раза в году, как считают многие, а не
менее девяти раз. С течением времени происходит полная смена окраски сада — с
ранней весны до поздней осени вы можете наблюдать нюансную, на первый взгляд,
малозаметную смену общего колорита сада: ранняя весна (март — начало апреля) —
серовато-черный; весна (апрель — начало мая) — желтовато-зеленый, пурпурный
тон, слабо насыщенный; конец весны (май, начало июня) — нежные светло-зеленые
тона; начало лета (июнь, начало июля) — насыщенный зеленый; конец лета (июль —
август) — темно-зеленый колорит; осень (сентябрь — октябрь) — желтый и красный
разной насыщенности; поздняя осень (ноябрь — декабрь) — серовато-бурый; начало
зимы — (декабрь — янтарь) — серый и серо-фиолетовый; вторая половина зимы
(февраль — март) — темно-серый.
Важно помнить, что в общий колорит сада входит и окраска
стен дома, ограждения сада, цвет мощения дорожек и площадок, садовой мебели.
Красный кирпич, теплые тона деревянных конструкций, серые оттенки бетона — все
эти цвета занимают в саду должное место. Не так просто учесть динамику
изменения окраски растений, но, выбирая цвет здания (или учитывая
существующий), старайтесь «включиться» в цветовую гамму сада. Выбирайте цвета
и оттенки, любимые вами, ласкающие ваш взгляд, и помните, что любой новый
цвет, внесенный в колорит сада, изменяется в зависимости от окраски фона.
Сильнее всего «работают» цветовые контрасты. Например,
при общем темном колорите здания растения подбирайте светлые, с желто-зелеными
или серебристо-серыми оттенками листвы. Хорошим контрастом в данном случае
будет и серый цвет мощения из бетона.
На фоне белого здания (штукатурка, неокрашенное дерево)
эффектно смотрятся растения, имеющие темную листву, поглощающую часть
отраженного света. Рядом с домом можно посадить пурпурные розы, разбить цветник
из красных цветов розы флорибунда, «выстелить ковер» из темно-зеленой
стелющейся листвы барвинка. Около светлого здания должно быть темное мощение.
Если ваш дом построен из кирпича (теплые оттенки —
красный, терракотовый), используйте холодные и нейтральные тона растений:
сине-зеленый можжевельник, магонию с ее серо-зеленой листвой, сизый лох.
При формировании видовых картин в саду нужно помнить о
том, что они будут восприниматься не только статично, но и в динамике, при
движении по саду. Это обусловливает перемещение элементов картины: центр
композиции может стать кулисами, и наоборот. Обдумывая структуру видовой
картины, нужно постоянно помнить о соотношении главных и второстепенных
элементов. Например, главным может стать декоративный бассейн; тогда кустарник
на заднем плане должен подчеркивать красоту зеркальной водной глади и ее
окружения также, как и кулисы из многолетников на переднем, но все вместе
призвано составить единое целое, гармоничное и завершенное.
Динамика видовых картин не ограничивается только их
изменением при перемещении по саду. Их изменчивость характеризуется еще одним
измерением, представляющим одну из главных сложностей ландшафтной архитектуры,—
временем. Каждый временной цикл накладывает свой отпечаток на восприятие
пейзажа: суточный цикл дает изменение светотеневого эффекта; сезонный (весна —
лето — осень — зима) изменяет внешний вид растений, а поэтому и весь пейзаж в
целом; наконец, возрастной цикл (имеется в виду возраст растений) существенно
меняет и декоративность каждого растения, и в целом всей композиции. Эту
динамику бывает особенно трудно учесть и запрограммировать начинающему
любителю, составляющему свои композиции из одинаковых на первый взгляд
саженцев. Именно поэтому надо внимательно изучить особенности каждого «зеленого
кирпичика», прежде чем определить его место в саду и в маленькой видовой
картине, которая сделает ваш сад особенным, не похожим на другие.
Соединить в архитектурно-ландшафтной композиции маленького
сада все приемы и законы построения пейзажей, конечно, удается не сразу и не
всем. Требуется многолетний опыт поколений садоводов, в совершенстве владевших
искусством ландшафтной архитектуры, чтобы построить, а потом поддерживать,
совершенствуя, микропейзаж сада.
Растения. Декоративные качества растений — их величина,
окраска листвы и цветов, фактура и цвет коры, форма и структура кроны, высота в
разные периоды их жизни — настолько разнообразны, что позволяют получать
садоводу бесчисленные варианты композиций. При их создании следует помнить,
что растения — живые организмы, поэтому необходимо учитывать их требования к
окружающей среде и фактор времени, или, как его называют, «четвертое измерение»
ландшафтной архитектуры. В процессе роста культур последовательно изменяется их
форма и величина, а декоративный окончательный эффект никогда не достигается
сразу. По-разному проявляется и декоративная зрелость растений. У деревьев она наступает
с достижением наивысшей для данной породы высоты; у кустарников и цветов — с
их первым массовым цветением, т.е. значительно раньше, чем у посаженных с ними
одновременно деревьев. Кроме того, в разное время года все растения декоративны
по-разному. Даже вечнозеленые хвойные растения выглядят иначе ранней весной,
во время цветения и в трескучий мороз.
Деревья и кустарники, растущие медленно, обычно отличаются
долговечностью; быстрорастущие породы менее долговечны. Если в композиции
собраны растения приблизительно одинаковой долговечности, но имеющие различные
темпы роста, то такие сочетания получаются удачными, так как первоначальное
несоответствие с годами смягчается и исчезает. Быстрорастущие породы сочетают с
медленнорастущими, когда нужно добиться скорейшего декоративного эффекта. В
этом случае присутствие в группе быстрорастущих деревьев считают временным, и
с достижением определенного возраста их из группы удаляют.
Кстати, в восточном саду предпочтение отдается асимметричным
композициям.
Скромные размеры садового участка позволяют создать в
его пределах две-три самые простые пейзажные картины, но они могут иметь разные
сюжеты, объединенные одним общим замыслом. Речь может идти о микроландшафтах,
воспринимаемых порой только с веранды садового домика либо со скамьи у
водоема. Но если вспомнить, какого удивительного эффекта добиваются японские
мастера садово-паркового искусства в изображении природного ландшафта в его
предельной миниатюризации, то такая задача покажется особенно привлекательной.
Человеческий глаз устроен так, чтобы лучше всего
видеть детали объекта на расстоянии, равном (по высоте или ширине) наибольшему
его размеру. В этом случае наблюдатель должен быть удален от объекта на
расстояние, равное двойной высоте этого объекта. Чтобы увидеть больше, чем
один объект полностью, нужно подальше отступить.
Итак, в самом скромном видовом кадре могут быть использованы
закономерности в построении композиции пейзажей. Что может стать главным
композиционным узлом? Отдельно стоящее дерево (солитер) либо красиво цветущий
кустарник, штамбовая форма, группа из валунов с цветами, зеркальце маленького
водоема. Но при этом надо помнить, что для хорошего обзора отдельного дерева
или кустарника (и любого другого вертикального элемента картины) расстояние до
него должно быть не менее двойной, а лучше тройной его высоты, тогда
вертикальный угол восприятия считается оптимальным.
Поставьте на таком расстоянии от созданной вами пейзажной
картины скамейку и, отдыхая в уединении, наслаждайтесь изяществом композиции.
В саду видовые картины могут быть не только замкнутыми,
но и направленными из сада на окружающий ландшафт — реку, лес, водоем. В этом
случае они зрительно увеличивают площадь садового участка, и он становится
частью природного окружения.
|