Расскажу
о лучших сортах желтых роз из разных садовых групп, причем выбираю
только чистый желтый цвет и исключаю оттенки янтарно-желтого,
кораллового и оранжевого.
Среди шрабов, несмотря на возраст, не утрачивает популярность ‘Lichtkonigin Lucia’ (W. Kordes’Sohne,
1966) с яркими желтыми цветками. Некрупные плотные соцветия украшают
кусты в течение всего сезона и дарят нежный аромат. К достоинствам сорта
можно отнести яркую и долго не выгорающую окраску, декоративность
листвы, общую устойчивость и высокую зимостойкость. Некоторым
недостатком можно считать слишком жесткий габитус – растение имеет
прямые и прочные побеги высотой до 1,5 м.
Наиболее чистый и стойкий желтый цвет среди английских роз имеет сорт ‘GrahamThomas’ (Austin,
1983). Густая махровость, выраженная чашевидность цветка и сладкий
аромат привлекают внимание многочисленных поклонников. Кусты прямые,
высотой до 1,4 м, хорошо ветвятся и, в отличие от многих английских роз,
не разваливаются.
Яркие желтые цветки среди почвопокровных найти не так легко, пожалуй, сорт ‘Sonnenschirm’ (RosenTantau, 1993) является единственным. Особенно эффектны посадки этой розы в контрасте с голубовато-лиловыми.
Среди чайно-гибридных роз можно найти многочисленные примеры сортов с желтыми цветками. Любителям классической формы цветка можно рекомендовать сорт
'Berolina’ (W.Kordes’Sohne, 1986), а варианты чашевидного сложения хочу представить тремя сортами. Наружные ярусы бутона ‘Gina Lollobrigida’ (Meilland,
1989) разворачиваются до плоского цветка, а остальные лепестки
формируют чашу, отчего цветок выглядит пышным и крупным (до 13 см в
диаметре). ‘Souvenirde Marcel Proust’
радует не только сияющим желтым цветом, чашевидной формой, но и сильным
ароматом сложных оттенков (мелисса, груша, корица, сандал).
Многочисленные внутренние лепестки
‘Candlelight’ (RosenTantau, 2001) образуют сложный узор, в котором можно заметить признаки симметрии, а иногда квартированную форму (4 центра).
Роза флорибунда ‘Friesia’ (W. Kordes’ Sohne, 1973) с невыгорающими и ароматными цветками широко известна в России, а такие прекрасные сорта, как ‘Benita’ (Dickson, 1995) и ‘ComtesseduBarry’ (Meilland, 1996), стали доступны только в последние годы. Опрятные кусты ‘Benita’ с яркими соцветиями желанны в любом саду, а ‘Comtesse du Barry’
даже может пополнить коллекцию редкостей. Я, например, не знаю другого
сорта с такой формой соцветия. Многочисленные некрупные цветки
чашевидной формы формируют такие плотные соцветия, что смотрятся
огромными шарами. Листья очень плотные, кожистые, и их мало, поэтому при
обильном цветении они почти незаметны.
Желтых
роз гораздо больше, чем здесь рассмотрено, но я старалась привести
неординарные сорта, которые имеют свои отличительные признаки и не
похожи на другие.
И в заключение – несколько слов об использовании желтых роз в дизайне сада.
Если говорить о желтых монохромных садах,
то я пока не видела сада под таким девизом, а если говорить о розариях
(что мне ближе), населенных только розами желтой гаммы, то это, на мой
взгляд, – совсем негодная затея. Под розарием я понимаю не только
клумбы, рабатки или кольца классической планировки, а совокупность всех
сюжетов. У меня был такой печальный опыт с одним крупным розарием. Гамма
была даже шире – от желто-кремовой до лососево-коралловой. Мне он сразу
казался скучным, но я не смогла переубедить заказчиков в их упорстве, а
они заскучали только через 2 года.
Все
затеи подобного рода считаю искусственным самоограничением, да еще под
влиянием чужеродных идей. Допускаю, что такой путь может привести к
достижению чего-то в высшей степени прекрасного или уникального, но это
всегда – стезя таланта. Буду рада ошибиться, но у нас, как правило, даже
благородные идеи, принимая массовый характер, плодят только пародии.
Самым
правильным считаю подход, если человек посадит то, что ему сегодня
нравится. Когда он поймет, что не получил мечту в реальном виде, пусть
меняет что-то в себе и своем цветнике, тогда опытным путем, возможно,
придет к гармонии. И только когда он поймет, что не достиг гармонии, он
придет к ландшафтному дизайнеру и уже сможет сформулировать предмет
своих поисков. Даже если мы общими усилиями разработаем несколько
моделей прекраснейших цветников, нельзя же всерьез рассчитывать, что мы
кому-то поможем создать желтый сад, где человек будет гармоничен хотя бы
сам с собой. Где в таком саду человек найдет место, чтобы задуматься о
вечных ценностях. |