Наиболее адекватным будет сопоставление сада с пейзажной
живописью. Художник в своем саду использовал вместо листа бумаги гладь озера и
засыпанную галькой площадку, вместо пятен туши — камни, мхи, листву деревьев и
кустарники, которые выбирались особенно тщательно. Даже камни подвергались
обработке, они должны были казаться совершенно естественными, природными,
ценились причудливые камни с отверстиями от выветривания пород или камни,
поднятые со дна озер. Подобно тому как в руководствах по живописи существовали
специальные разделы о способах изображения камней и скал, так и в общих
руководствах по устройству садов обширные главы посвящались камням, их
классификации, методам аранжировки. Помимо камней, водоемов (с настоящей или
подразумеваемой водой), растений, дорожек, большое значение в восточных садах
имели различные архитектурные сооружения — павильон, декоративные решетки,
мостики, а также ограждающая стена, которая часто служила фоном для композиции.
Приступая к устройству сада, художник выбирает его
«главный элемент» и в зависимости от этого создает сад камней, сад воды, сад
мхов. Но вне зависимости от выбора любой сад содержит два основных компонента,
взаимодополняющих друг друга и невозможных один без другого — воду и камни.
Вода может быть натуральная или символизированная песком, галькой. Камни же,
за редким исключением (в специальных песчаных садах), присутствуют в
натуральных размерах.