Пятница, 21.06.2024, 07:21















Главная | Мой профиль | Выход | Регистрация | Вход
КАЛЕНДАРЬ САДОВОДА   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДАЧНИКА  ОБРЕЗКА РАСТЕНИЙ
МЕНЮ
СОВЕТЫ ДАЧНИКАМ
ВЫРАЩИВАЕМ ОВОЩИ
ВЫРАЩИВАЕМ ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ
ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПОСТРОЙКИ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » 2014 » Март » 24 » ЗАКОНЫ И ПРИЕМЫ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ
15:37
ЗАКОНЫ И ПРИЕМЫ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ
Информация данного раздела подготовит вас к знаком­ству с особенностями садового искусства Японии. Знание основных законов и приемов ландшафтной архитектуры по­может увидеть достоинства вашего участка; умело исполь­зовать рельеф и природные материалы; включить имеющие­ся растения в общую композицию японского сада. На основе знания законов колористики и перспективы вы сможете пра­вильно подобрать сочетание тонов и нюансов окраски стро­ений, дорожек, декоративных элементов; создавать пейзаж­ные картины; зрительно увеличивать глубину пространства и многое-многое другое.

На протяжении многих веков мастера садово-паркового искусства придерживались законов и правил, подсказанных им природой и общих для других видов искусства. В садах слились воедино архитектура и живопись, поэзия и музыка, но законы их построения ближе всего к законам построения пространства, т.е. к законам архитектуры. Поэтому мы гово­рим о ландшафтной архитектуре сада как искусстве органи­зации окружающего пространства средствами природного ландшафта.

Естественный ландшафт формируют пять основных ком­понентов, тесно взаимосвязанных друге другом: земля, вода, воздушные массы, растительность и животный мир. Мы зна­ем, что на Земле осталось очень мало уголков, где природа сохранилась в своем первозданном виде,— большинство лан­дшафтов искусственные, созданные человеком. Поэтому са­доводам, по существу создающим новый искусственный лан­дшафт, важно использовать приемы и законы ландшафтной архитектуры — ведь это законы гармонии и красоты, законы самой природы.

И в живописи, и в ландшафтной архитектуре действуют законы перспективы и колористики, законы композиции про­странства — иллюзорного и реального.

Противоположная задача — оптическое сокращение про­странства — обычно возникает, когда садовод хочет вклю­чить окружающий ландшафт в пространство своего участка. Для этого увеличивают количество кулис и последователь­но расширяют обзор, раздвигая их в стороны.

Забор, особенно высокий и глухой,— серьезное препят­ствие в установлении прямого контакта между вашим садом и окружающей природой. Его можно замаскировать расте­ниями.

Эффект воздушной перспективы основан на законах вос­приятия цвета и его эмоционального воздействия на чело­века.

Постоянно сменяется окраска растений, но в колорите сада важен и цвет поверхности земли (черный пар или га­зон, мощеные дорожки и площадки), и цвет неба, в том чис­ле и отраженного в воде, и, конечно, цвет окрашенного вами дома, сарая, садовой мебели. Главное, чтобы не создавалось впечатление излишней пестроты, хаоса красок.

Цветовые сочетания воспринимаются в различных соот­ношениях и строятся они по правилам цветовой гармонии — либо на основе контраста, либо как гамма оттенков одного цвета.

В спектральном круге последовательно представлены красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фио­летовый, пурпурный цвета. В природе мы редко видим та­кие яркие краски. Чтобы бледно-красные цветы смотрелись более нарядно и насыщенно, разместим их рядом с зеленым газоном; желтые включим в композицию с фиолетовыми на миксбордере. Методом подбора цветовых компонентов мож­но снизить насыщенность какого-либо цвета, разместив, на­пример, рядом с ярко-синим растением красное. При соче­тании нескольких цветов ощущение насыщенности каждого из них тоже уменьшается, и тем больше, чем ближе цвета располагаются в цветовом круге. Любопытно, что все свет­лые тона кажутся легкими, все темные — тяжелыми. Насы­щенный желтый цвет как бы приподнимает, он стремится вверх; особенно ощутимо это на темном фоне. Голубой цвет воспринимается тоже как легкий, парящий.

Во фронтальной композиции, развернутой в ширину, как правило, не выражены два других измерения. Это своего рода плоскостная декорация. Объемная композиция имеет формы, ярко выраженные во всех трех измерениях. В глу­бинно-пространственных композициях природные формы организуются в глубокие перспективы, восприятие которых в значительной степени определяется законами линейной и воздушной перспективы композиционных средств, прису­щих ландшафтной архитектуре также, как и живописи.

И на картине, и в природе вы замечаете, как сходятся на горизонте уходящие от вас параллельные линии. При этом все вертикальные линии остаются вертикальными, уменьша­ясь по величине,— чем дальше они от наблюдателя, тем меньше. Можно заметить и то, что невысокие растения на переднем плане могут казаться выше и закрывать более вы­сокие, расположенные вдали. Этот эффект носит название линейной перспективы.

Воздушная перспектива — это изменение яркости и чет­кости предметов, а также их цвета по мере удаления от точ­ки наблюдения.

В ландшафтном искусстве глубина пространства — это реальность, и использование законов перспективы (умень­шение величины предметов с их отдалением, смягчение кон­траста света и тени, изменение насыщенности цвета и по­явление голубой дымки, окутывающей задний план пейзажа) помогает созданию необходимой иллюзии углубления или, наоборот, сокращения пространства.

Чтобы зрительно увеличить глубину пространства, когда размеры сада ограничены, можно создать систему проме­жуточных планов из растений (их называют кулисами), кото­рые направляют взгляд к горизонту. Для увеличения глубины пейзажа можно размещать группы деревьев и кустарников так, чтобы по мере удаления от зрителя их размеры сокра­щались.

Планируя свой сад, следует задуматься о цветовом кон­трасте, который учитывается в ландшафтном проектирова­нии, особенно при составлении цветников.

Например, на красном фоне оранжевый цвет выглядит как желтый; желтый — как зеленый, а зеленый заметно голубе­ет. На ярко-зеленом фоне красный и синий цвета приобре­тают фиолетовый оттенок, желтый становится почти оран­жевым.

Нужно уметь использовать и нейтральные тона — белый, черный, серый. Белый цвет как контраст со всеми темными оттенками вносит свет и оживление, создает эффект объем­ности в растительных композициях. Черный цвет, напротив, уменьшает объемность и усиливает действие теплый тонов — желтого и красного. Обратите внимание на то, что все теп­лые тона при дневном освещении производят впечатление близких. Это цвета переднего плана, как бы приближающи­еся к нам.

Холодные цвета, напротив, отдаляются, их используют для передачи глубины пространства. Чистые и сочные тона в отдалении стушевываются в голубой дымке. Синие и голу­бые тона при этом не изменяют своего цвета. Они даже не­сколько сгущаются при удалении. На этом и основан прием размещения на дальнем плане холодных, сине-голубых от­тенков. Такой же эффект удаления создаст размещение на заднем плане темных хвойных и лиственных пород, синих и голубых пятен цветников.

Немногие замечают, что в сумерках эти соотношения меняются. Синий и зеленый цвета производят впечатление светлых, находящихся на переднем плане; красный и жел­тый — более отдаленных и глубоких. Во многом эти эффек­ты зависят и от загрязненности воздуха, насыщенности его водяными парами.

Вообще цветовая палитра сада насчитывает около 130 от­тенков. Общий же колорит пейзажей меняется не три раза в году, как считают многие, а не менее девяти раз. С течением времени происходит полная смена окраски сада — с ранней весны до поздней осени вы можете наблюдать нюансную, на первый взгляд, малозаметную смену общего колорита сада: ранняя весна (март — начало апреля) — серовато-черный; весна (апрель — начало мая) — желтовато-зеленый, пурпур­ный тон, слабо насыщенный; конец весны (май, начало июня) — нежные светло-зеленые тона; начало лета (июнь, начало июля) — насыщенный зеленый; конец лета (июль — август) — темно-зеленый колорит; осень (сентябрь — ок­тябрь) — желтый и красный разной насыщенности; поздняя осень (ноябрь — декабрь) — серовато-бурый; начало зимы — (декабрь — янтарь) — серый и серо-фиолетовый; вторая половина зимы (февраль — март) — темно-серый.

Важно помнить, что в общий колорит сада входит и окрас­ка стен дома, ограждения сада, цвет мощения дорожек и площадок, садовой мебели. Красный кирпич, теплые тона де­ревянных конструкций, серые оттенки бетона — все эти цве­та занимают в саду должное место. Не так просто учесть ди­намику изменения окраски растений, но, выбирая цвет здания (или учитывая существующий), старайтесь «вклю­читься» в цветовую гамму сада. Выбирайте цвета и оттенки, любимые вами, ласкающие ваш взгляд, и помните, что лю­бой новый цвет, внесенный в колорит сада, изменяется в за­висимости от окраски фона.

Сильнее всего «работают» цветовые контрасты. Напри­мер, при общем темном колорите здания растения подби­райте светлые, с желто-зелеными или серебристо-серыми оттенками листвы. Хорошим контрастом в данном случае будет и серый цвет мощения из бетона.

На фоне белого здания (штукатурка, неокрашенное де­рево) эффектно смотрятся растения, имеющие темную ли­ству, поглощающую часть отраженного света. Рядом с домом можно посадить пурпурные розы, разбить цветник из крас­ных цветов розы флорибунда, «выстелить ковер» из темно-зеленой стелющейся листвы барвинка. Около светлого зда­ния должно быть темное мощение.

Если ваш дом построен из кирпича (теплые оттенки — красный, терракотовый), используйте холодные и нейтраль­ные тона растений: сине-зеленый можжевельник, магонию с ее серо-зеленой листвой, сизый лох.

При формировании видовых картин в саду нужно помнить о том, что они будут восприниматься не только статично, но и в динамике, при движении по саду. Это обусловливает пе­ремещение элементов картины: центр композиции может стать кулисами, и наоборот. Обдумывая структуру видовой картины, нужно постоянно помнить о соотношении главных и второстепенных элементов. Например, главным может стать декоративный бассейн; тогда кустарник на заднем пла­не должен подчеркивать красоту зеркальной водной глади и ее окружения также, как и кулисы из многолетников на пе­реднем, но все вместе призвано составить единое целое, гармоничное и завершенное.

Динамика видовых картин не ограничивается только их изменением при перемещении по саду. Их изменчивость ха­рактеризуется еще одним измерением, представляющим одну из главных сложностей ландшафтной архитектуры,— временем. Каждый временной цикл накладывает свой отпе­чаток на восприятие пейзажа: суточный цикл дает измене­ние светотеневого эффекта; сезонный (весна — лето — осень — зима) изменяет внешний вид растений, а поэтому и весь пейзаж в целом; наконец, возрастной цикл (имеется в виду возраст растений) существенно меняет и декоратив­ность каждого растения, и в целом всей композиции. Эту динамику бывает особенно трудно учесть и запрограммиро­вать начинающему любителю, составляющему свои компо­зиции из одинаковых на первый взгляд саженцев. Именно поэтому надо внимательно изучить особенности каждого «зе­леного кирпичика», прежде чем определить его место в саду и в маленькой видовой картине, которая сделает ваш сад особенным, не похожим на другие.

Соединить в архитектурно-ландшафтной композиции ма­ленького сада все приемы и законы построения пейзажей, ко­нечно, удается не сразу и не всем. Требуется многолетний опыт поколений садоводов, в совершенстве владевших искус­ством ландшафтной архитектуры, чтобы построить, а потом поддерживать, совершенствуя, микропейзаж сада.

Растения. Декоративные качества растений — их вели­чина, окраска листвы и цветов, фактура и цвет коры, форма и структура кроны, высота в разные периоды их жизни — на­столько разнообразны, что позволяют получать садоводу бесчисленные варианты композиций. При их создании сле­дует помнить, что растения — живые организмы, поэтому не­обходимо учитывать их требования к окружающей среде и фактор времени, или, как его называют, «четвертое изме­рение» ландшафтной архитектуры. В процессе роста культур последовательно изменяется их форма и величина, а деко­ративный окончательный эффект никогда не достигается сразу. По-разному проявляется и декоративная зрелость растений. У деревьев она наступает с достижением наивыс­шей для данной породы высоты; у кустарников и цветов — с их первым массовым цветением, т.е. значительно раньше, чем у посаженных с ними одновременно деревьев. Кроме того, в разное время года все растения декоративны по-раз­ному. Даже вечнозеленые хвойные растения выглядят иначе ранней весной, во время цветения и в трескучий мороз.

Деревья и кустарники, растущие медленно, обычно от­личаются долговечностью; быстрорастущие породы менее долговечны. Если в композиции собраны растения прибли­зительно одинаковой долговечности, но имеющие различные темпы роста, то такие сочетания получаются удачными, так как первоначальное несоответствие с годами смягчается и исчезает. Быстрорастущие породы сочетают с медленно­растущими, когда нужно добиться скорейшего декоративно­го эффекта. В этом случае присутствие в группе быстрорас­тущих деревьев считают временным, и с достижением определенного возраста их из группы удаляют.

Кстати, в восточном саду предпочтение отдается асим­метричным композициям.

Скромные размеры садового участка позволяют создать в его пределах две-три самые простые пейзажные картины, но они могут иметь разные сюжеты, объединенные одним общим замыслом. Речь может идти о микроландшафтах, вос­принимаемых порой только с веранды садового домика либо со скамьи у водоема. Но если вспомнить, какого удивитель­ного эффекта добиваются японские мастера садово-парко­вого искусства в изображении природного ландшафта в его предельной миниатюризации, то такая задача покажется особенно привлекательной.

Человеческий глаз устроен так, чтобы лучше всего видеть детали объекта на расстоянии, равном (по высоте или ши­рине) наибольшему его размеру. В этом случае наблюдатель должен быть удален от объекта на расстояние, равное двой­ной высоте этого объекта. Чтобы увидеть больше, чем один объект полностью, нужно подальше отступить.

Итак, в самом скромном видовом кадре могут быть ис­пользованы закономерности в построении композиции пей­зажей. Что может стать главным композиционным узлом? Отдельно стоящее дерево (солитер) либо красиво цветущий кустарник, штамбовая форма, группа из валунов с цветами, зеркальце маленького водоема. Но при этом надо помнить, что для хорошего обзора отдельного дерева или кустарника (и любого другого вертикального элемента картины) рассто­яние до него должно быть не менее двойной, а лучше трой­ной его высоты, тогда вертикальный угол восприятия счита­ется оптимальным.

Поставьте на таком расстоянии от созданной вами пей­зажной картины скамейку и, отдыхая в уединении, наслаж­дайтесь изяществом композиции.

В саду видовые картины могут быть не только замкнуты­ми, но и направленными из сада на окружающий ландшафт — реку, лес, водоем. В этом случае они зрительно увеличива­ют площадь садового участка, и он становится частью при­родного окружения.

Категория: ЯПОНСКИЕ ТРАДИЦИИ В ОФОРМЛЕНИИ САДА | Просмотров: 739 | Добавил: admin | Теги: оформление сада в восточном стиле, подбор рас, садовая архитектура, оформление сада, сад в японском стиле, ландшафтная архитектура, ландшафтный дизайн | Рейтинг: 0.0/0
КОМФОРТНЫЙ ДОМ СВОИМИ РУКАМИ
НОВАТОРСКИЕ ПРИЕМЫ ДЛЯ ДАЧНИКОВ И ОГОРОДНИКОВ
КРАСИВО ЖИТЬ НЕ ЗАПРЕТИШЬ
Поиск
ИНТЕРЕСНОЕ В ИНТЕРНЕТЕ



Нитки - в дело!




Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Яндекс.Метрика