При устройстве дорог в саду и выборе их направления
необходимо найти наиболее верное решение, при котором газон будет
меньше дробиться, а дороги между пунктами назначения будут прямыми и
короткими. От ширины и назначения дороги зависит способ ее покрытия.
Для покрытия дорог применяют плиты, природные и искусственные камни,
гравий и асфальт. Дороги следует делать по возможности прямыми и лишь,
где это целесообразно,— свободной формы. Ширина дорог должна
соответствовать их назначению. У дорог любой ширины с мягким покрытием
делают выпуклый профиль, обеспечивающий сток воды. У дорог средней
ширины с гравийным покрытием уклон от оси к краям делают не более 2—3
см на каждый метр. Дороги из плит или камня на из-вестково-цементном
растворе должны иметь небольшую выпуклость поперечного профиля и
продольный уклон. У дорог, построенных из камня на известковом растворе,
основание обычно легко пропускает воду и уклоны в этом случае
необязательны.
Чаще всего для покрытия проезжих дорог, пешеходных дорожек и
простейших площадок используют гравий. Дороги с гравийным или иным
мягким покрытием делают немного углубленными от поверхности почвы. Для
нижнего слоя дороги используют плитняковую или кирпичную щебенку, а
также гравий. Бордюрный камень по краям укладывают сразу после укатки
подстилающего слоя. Щебенку покрывают слоем крупного песка или гравия
толщиной 1,5—2 см и утрамбовывают. Малоиспользуемые садовые дорожки
оставляют грунтовыми, с них лишь удаляют дернину, посыпают гравием и
слегка укатывают.
Идеальным материалом для покрытия дорог является природный и
искусственный камень. Различная окраска, величина и форма каменных плит
дают возможность создавать множество красивых комбинаций в оформлении.
За последние годы для покрытия садовых дорожек стали применять бетонные
плиты разных размеров и расцветок, не соблюдая при этом
прямолинейности края дороги и площадок. Дороги, покрытые плитами, легко
очищать струей воды, удобно подметать.
Одновременно с плитами для покрытия садовых дорог применяют природные
или искусственные камни различной величины. Такое сочетание дает
множество интересных комбинаций, что делает дороги интересными по их
оформлению. Так, в середине большой площадки, покрытой круглыми камнями
диаметром 2—3 см, красиво выглядит пешеходная дорожка, покрытая плитами
или кирпичом. На дороге, покрытой плитами, в некоторых оставшихся
свободными местах укладывают красный или дырчатый кирпич, положенный
вверх отверстиями. На дороге, покрытой плитами свободной формы, также
желательно оставлять свободные места, размещая в них маленькие
природные камни. При устройстве садовых дорог используют также
квадратные или свободные по форме известняковые плиты. Их величину
выбирают пропорционально ширине дороги или задуманного мотива покрытия,
толщина плит может быть от 5 до 10 см. У плит свободной формы внешняя
сторона должна быть ровной. При размещении плит свободной формы края их
подгоняют, оставляя между ними маленькие щели, чтобы было впечатление,
будто большие камни на месте разбиты на куски. Если в уголках плит
останутся большие промежутки, необходимо их заполнить осколками камней.
На глинистых почвах, не пропускающих воду, под плиты надо насыпать
слой песка. Песчаное основание перед укладкой плит надо хорошо
разровнять.
Плиты и камни должны плотно ложиться на основание дороги, тогда они
не сдвигаются и не ломаются. Дорогу тщательно выравнивают. Наконец,
щели заполняют песком. Их можно заполнить песком с помощью сильной
струи воды после размещения каждого одиночного камня.
На относительно широких дорогах и больших площадках промежутки между
плитами и камнями заполняют цементным раствором, от которого затем надо
хорошо очистить плиты и камни, так как засохший раствор делает их
некрасивыми. Со временем между плитами появляются мох или другие
низкорослые растения, делающие дорогу особенно интересной. Между
камнями можно посадить растения, легко переносящие вытаптывание, но
размещать их надо как можно естественнее. Часто между плитами высевают
газонные травы, иглолистные мшанки, скальные гвоздики, тимьян и
кошачьи лапки. Для посадки растений между плитами и камнями оставляют
щели до 10 см, заполняя их почвой, богатой питательными веществами.
В настоящее время применяется много новых строительных материалов.
Например, бетонный камень — этот строительный материал можно успешно
использовать в саду. Камни из бетона можно изготовить любой величины и
формы, они долговечны, устойчивы к холоду и прочны. Можно получить
удивительно своеобразные бетонные плиты, если при изготовлении в их
поверхностный слой вкрапить разноцветные камни или осколки камней
горных пород. Такие плиты льют двухслойными: нижний (невидимый)
—обычная бетонная масса, а верхний (покровный) слой — цветной бетон или
бетон с осколками камней.
Бетонные плиты делают толщиной 5—8 см. Для литья
используют деревянные или металлические формы. Плиты лучше лить так,
чтобы их лицевая сторона оставалась на дне формы. Для этого укладывают
на смоченное дно формы мелкие камни и на них трамбуют покровный слой
бетона. Для покровного слоя лучше брать светлый цемент. Окраску плит
можно менять, добавляя в смесь цемента минеральные красящие вещества.
Желтую окраску получают при смешивании цемента, белого песка и охры в
соотношении 1:1: 0,5. Используя в той же смеси белый цемент, получают
лимонно-желтую окраску. Для получения красного цвета берут смесь белого
цемента, песка и умбры в соотношении 1:2: 0,5. При использовании в этой
смеси обычного цемента получают коричневую окраску. Зеленую окраску
камня получают из смеси белого цемента, белого песка и гляуконитовой
зелени в соотношении 1:1:1; черную — из смеси обычного цемента, песка и
сажи в соотношении 1 : 1,5:0,15. Для литья нижнего слоя плиты берут 1
часть цемента и 4 части песка. Цемент и песок хорошо перемешивают,
прибавляют воду и перемешивают вторично. Чтобы в камне не осталось
воздушных пустот, смесь хорошо утрамбовывают, особенно в углах. При
изготовлении плит, длина которых более 40 см, для повышения прочности в
смесь кладут арматуру из круглого железа диаметром 2—5 мм. Ее помещают,
когда форму заполняют смесью наполовину, после чего форму заполняют
полностью. На арматуре всегда должен оставаться слой бетона не менее 2
см. До полного затвердения бетонные плиты все время надо смачивать
водой. Из формы плиты вынимают через 2—3 дня.
Бетон можно лить и прямо на дорогу, на соответствующее основание, при
этом поверхность отделывают так же, как у бетонных плит. На бетонной
дороге необходимо оставить через каждые 2 м расщелины для набухания.
Садовые дороги, дорожки и площадки можно сделать из хорошо
обожженного красного кирпича, а также из силикатного, укладывая кирпичи
на ребро или плашмя. Между кирпичами следует оставлять зазоры шириной
1—2 см, в которые высевают травы. Кирпичи раскладывают на заранее
выровненное песчаное основание толщиной 4—8 см. На интенсивно
используемой дорожке кирпичи следует укладывать на основание из
известково-це-ментного раствора толщиной 5—8 см, нанесенного на слой
щебенки или гравия. Рисунок дорог и площадок из кирпича можно сделать
любой, какой подскажет фантазия ее строителя.
Асфальт — дешевое и легко очищаемое покрытие дороги. Им покрывают
дороги, игровые площадки, места отдыха. Особенно хорош он на больших
площадках, которые трудно покрыть камнями. При покрытии маленьких
площадок применяют цветной асфальт, используя его в сочетании с
камнями, плитами, кирпичом и т. д.