...Беседки
и другие парковые сооружения не только позволяют задавать жесткую
структуру всему садовому пространству, но и обеспечивают интерес к
садовым композициям в любое время года.
При
создании парков ландшафтные архитекторы всегда стараются объединять
общим художественным замыслом все элементы садовой композиции. При этом
здания (главный дом и большие хозяйственные постройки) они относят к
основным элементам композиции, а сравнительно небольшие сооружения
(беседки, павильоны, фонтаны, мосты, скульптуры и др.) – к элементам
второго порядка. Последние должны обеспечивать взаимосвязь комплекса
строений (чаще всего смыслового центра всей композиции) с системами
благоустройства и озеленения. Павильон для чайной церемонии в японском саду Парковые
беседки всегда мирно уживались с любыми садовыми стилями: и с
геометрически правильным регулярным, и cо свободолюбивым пейзажным. При
этом ландшафтные архитекторы подходили к разработке форм и конструкций
беседок очень ответственно. Ведь в этом непростом деле нужно было не
только думать о пропорциях и красоте построек, но и учитывать нагрузки
на солидные инженерные сооружения. Стараясь сохранить единство всего
архитектурного ансамбля, при постройке беседок их создатели выбирали
материал, хорошо сочетающийся с другими архитектурными элементами. В
оформлении использовали те же элементы декора, которые применяли при
отделке дворцовых построек. Это касалось также цветовых и графических
решений беседок. При становлении садово-паркового
искусства в России важную роль сыграли сады Китая. Ведь достижениями
зодчих великой восточной империи восхищались все европейцы. И у нас даже
возникло необычное направление в искусстве – «шинуазри» («китайщина»).
Особенно ярко оно проявилось при создании парков в Царском Селе,
Петергофе, Умани, Александрии и других местах. А так как ни один
китайский сад не обходился без архитектурных сооружений, зодчие стали
копировать в основном беседки и мосты. Китайские беседки всегда были
яркие, обильно расписанные изображениями людей и животных. В ювелирной
обработке архитектурных деталей обычно в полной мере проявлялись
ремесленные навыки мастеров. Традиционные конструкции китайских беседок –
шести– или восьмигранные. Восемь граней означают стороны света, а шесть
соответствуют особым символам из знаменитой «Книги перемен».
Причудливые крыши китайских беседок имели красиво изогнутые края.
Кстати, в отличие от китайских, японские беседки обычно лаконичны и без
ярких деталей. Мастера страны восходящего солнца вкладывали в эти
строения свои представления о красоте мира и его гармонии. Чаще всего
они использовали специально состаренный строительный материал –
патинированную медь или уже посеревшую дранку для кровли, грубо
обработанные, с трещинами деревянные опоры и стропила. В
наших старинных парках и усадьбах многое было разрушено и безвозвратно
потеряно, о былой славе не сохранившихся русских садов свидетельствуют
описания, проекты, гравюры, картины, открытки. Сейчас о внешнем виде
старинных парковых беседок мы можем судить и по документам, и по тем
сооружениям, которые были отреставрированы или реконструированы. Вот
некоторые виды беседок, которыми и в наши дни можно полюбоваться в наших
знаменитых садово-парковых ансамблях: альтанка, ротонда, бельведер,
менажерия. По своему внешнему виду, устройству и назначению они
несколько отличаются друг от друга. Альтанка (от итал. alt –
высокий) – небольшая беседка или что-то, напоминающее балкон, над
крутым спуском или обрывом для обозрения окрестностей. Как правило,
такие беседки строили из древесины или натурального камня. Например,
альтанка в парке «Софиевка» (г. Умань, Украина) сооружена на гигантских
каменных глыбах, которые нависают над небольшой речушкой. С высоты через
проемы беседки открываются живописные картины на центральную часть
парковой композиции. Альтанка над обрывом Ротонда с пятью колоннами Ротонда (от итал. rotonda –
круглая) – круглое в плане сооружение с каменными или деревянными
колоннами, увенчанное куполом. В древности такой тип построек имел
религиозное назначение (храм, мавзолей). Часто в пейзажных парках
ротонду располагали на возвышенном месте. Но немало случаев, когда
постройку возводили и на плоских участках в дальних уголках парка.
Колонны, цоколь, лестницу и основание для купола обычно отделывали белым
материалом, полусферическую кровлю окрашивали в такой же цвет, что и
крыши основных дворцовых построек. Чаще всего парковые ротонды строили с
шестью колоннами. Бельведер (от итал. belvedere –
прекрасный вид) – беседка на возвышении, из которой открывается вид на
окрестности. Это постройка правильной геометрической формы с колоннадой,
но чаще всего без купола. Менажерия (от фр. me\'nagerie –
зверинец) – беседка с птичьими вольерами, которая имела в парке или
саду, прежде всего, декоративное назначение. В петровское время зверинцы
были во всех парках, особенно модными считались вольеры с диковинными,
певчими и водоплавающими птицами. Петергофская менажерия была создана по
образцу версальской. А, например, в «Софиевке» архитектор разместил
фазанник на берегу реки в ротонде, которая снаружи отделана древесной
корой. Проемы между колоннами закрыты металлической сеткой, для прохода в
помещение предусмотрена дверь. Издалека бельведер на холме буквально «парит» над перголой и водоемом Фазанник в «Софиевке» Разнообразные
беседки издавна и привычно вписались в парковые пейзажи. И хотя каждая
эпоха и каждый садовый стиль обычно выдвигали на первые роли вполне
определенные архитектурные формы и сооружения, беседок это правило не
коснулось. Изучение садово-паркового искусства прошлых веков порой может
подсказать нам оригинальные решения для садовых беседок на наших
участках. Ведь, по сути, все старинные парковые сооружения – их
ближайшие родственники. |