Огород явно нуждался в уходе хозяина.
И чем дальше бы он ушёл, тем было бы лучше…
Судя
по тому, как неизменно велика разница между научными рекомендациями и
нашими результатами, дачная культура представляет собой разновидность
религии.
Она построена почти целиком на вере. Есть строгие ритуальные действия, обросшие кучей культовых предметов.
Например, беление стволов взрослых
деревьев; ритуальные опрыскивания абы чем и когда есть время;
выскребание сорняков везде, где видно что-то зелёное; ежегодная
двухразовая копка; обрезка верхушек деревьев и т. д.
Мы с усердием делаем много такого, что
приносит больше вреда, чем пользы, и чувствуем, при этом,
удовлетворение от выполненного долга. Налицо ритуал!
Столь же востребованы культовые предметы. Главный из них — лопата, претерпевшая прогресс до мотоплугов и мотоблоков.
Среди ядов и всяких препаратов, думаю,
процентов восемьдесят — культовые, так как эффекта почти не дают и
обнадёживают нас именно яркостью этикеток.
Очень много ритуального среди
импортной техники. Например, ручной электрокультиватор с вращающимся
диском на конце: рыхлить обычной тяпкой (о бритве не говорю!) гораздо
удобнее и быстрее.
Магазины садовых товаров вполне могут затмить эстетическим эффектом иной храм.
Главные боги пантеона — Наука,
Трудолюбие, Усердие и Порядок, в смысле чистоты, и чтоб «как у всех».
Стоит, по-моему, призвать к ответу этих богов. И пересмотреть многие их
догматы. Например:
Чем больше копать и рыхлить, тем лучше почва.
Если мало органики и нет естественной структуры, рыхление и копка есть
борьба с потерей структуры, в результате копки и рыхления.
Чистая земля — это голая земля.
Голая земля — это умирающая земля. Стационарные грядки снимают вопрос о
чистоте участка. Они могут располагаться прямо на газоне.
Единственный источник питания — это удобрения.
Если бы это было так, растения в природе вымерли бы. Кроме того,
минералка почти не усваивается, а вредит растениям, если нет органики,
воздуха и оптимума влаги в почве. Применять её надо умеючи и аккуратно.
Проблему вредителей и болезней решают химикаты.
Химикаты поддерживают и раздувают эти проблемы. А решаются они
экологическим разнообразием среды и мощностью растений. Химикаты следует
употреблять крайне осторожно и только в самом крайнем случае.
Корни задыхаются под мульчой. Наоборот, корни задыхаются без мульчи, от уплотнения верхнего слоя рыхлимой почвы.
Химия может решить проблемы урожайности. Во-первых, искусственные препараты — это борьба с ослаблением растений, и, прежде всего, надо перестать их ослаблять.
Во-вторых, любой препарат работает тем эффективнее, чем выше агротехника. А без агротехники не сработает ничто.
Всё искусственное — дополнение к высокой агротехнике, а не самодостаточная ценность!
Можно причислить к мифам последнего десятилетия и убеждение в том, что все покупные семена — всхожие и сортовые.
Наше мышление, как уже упоминалось, имеет свойство шараханья: если не так, то обязательно наоборот.
Если не чёрное, то только белое и никаких других цветов! Из таких шараханий состоит и история науки.
Пожалуйста, не нужно поддаваться этому
маятнику. Учтём: если что-то объявляется неверным, то, чаще всего,
неверно и противоположное.
Чаще всего неправы оба спорщика, а истина — где-то над обоими. Не ориентируйтесь на крайности! Вычленяйте суть.
Например: химия не решит проблему
болезней. Это значит: как вера в панацею химии, так и вера в то, что её
вообще нельзя применять — не решение проблемы.
Решением будет создание мощных
растений с сильным иммунитетом. Основные меры для этого —
структурирование почвы, повышение содержания органики, разумный полив.
Тут не исключена и помощь химии — если есть нужда.
Мне остаётся процитировать свою проповедь из «Умного сада в подробностях»:
«Прихожане! Давайте признаем, что
хитрые божества нашего пантеона как-то недобросовестно относятся к своим
обязанностям: прогуливают практические занятия, халтурят, бурно
возлияют и уклоняются от ответственности (это — грех всех богов!).
В результате, за отчётный полувековой
период, наши дачи так мало напоминают сады Эдема, что даже больше похожи
на какие-то чистилища.
Посему, посвящаю всех желающих в новую
веру: не верьте, братия, ничему, кроме глаз и рук своих! И никому,
кроме тех, кто успешен и счастлив. А, ещё пуще, верьте себе.
Примите в свой пантеон Опыт, Интерес, Наблюдение и Намерение.
Эти молодые боги не дадут скучать. Хороши они уже тем, что их трудно
сделать предметами слепой веры. Ибо, воздаётся-то нам по вере нашей. А
вот, успехи от дел наших проистекают.
Аминь». |